Кто может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (Основание: часть 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»):
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании одновременно в нескольких формах социального обслуживания, каким образом следует оформлять индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
Гражданин может быть признан нуждающимся только в одной из форм социального обслуживания. Так, в соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 159н, при ее заполнении гражданин указывает форму социального обслуживания, в которой ему необходимо получение социальных услуг.
Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг?
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный в индивидуальной программе, в дневное время суток.
В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.
На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
При этом в форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 года № 874н, имеется пункт 8, в котором заполняется информация о том впервые или повторно разработана данная индивидуальная программа и на какой срок.
В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы не соответствует Федеральному закону.
При оказании социальных услуг ребенку, кто при заключении договора будет являться получателем социальных услуг: ребенок, один из родителей, вся семья?
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.
Таким образом, если индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана в отношении ребенка, то он будет являться получателем социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг.
Вместе с тем, если нуждающимся в получении социальных услуг будет признан не только ребенок, но и один из родителей (вся семья), индивидуальная программа составляется на каждого из них.
Кому социальные услуги на дому предоставляются бесплатно?
Бесплатно услуги предоставляются:
1) несовершеннолетним детям;
2) участникам и инвалидам ВОВ;
3) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законодательством Челябинской области.
В каком случае изменяется оплата за социальное обслуживание?
Размер оплаты за социальные услуги подлежит изменению: при изменении среднедушевого дохода получателя социальных услуг; при изменении индивидуальной программы; при изменении тарифов на социальные услуги; при изменении величины прожиточного минимума.
Кем должны утверждаться тарифы на социальные услуги: уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или поставщиками социальных услуг?
Согласно пункту 11 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
Таким образом, соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определяется порядок, включая орган (организацию), утверждения тарифов на социальные услуги, входящие в вышеуказанный перечень социальных услуг.
Какой порядок оформления граждан в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, и психоневрологические дома-интернаты?
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам, проживающим в Челябинской области, при наличии обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности. К таким обстоятельствам, относятся:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание и (или) самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности при невозможности предоставления ему социальных услуг на дому;
2) проживание в семье, члены которой по объективным причинам (болезнь, убытие в командировку или отпуск и тому подобное) временно не могут осуществлять уход при наличии обстоятельств.
Для признания гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании стационарной форме (в доме-интернате), гражданин или его законный представитель обращаются в Комплексный центр социального обслуживания населения. В учреждении выдают форму заявления и перечень документов социального и медицинского характера, необходимых для признания гражданина нуждающимся в стационарном социальном обслуживании и оформления в учреждение:
1) заявление гражданина (его законного представителя) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Для лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, основанием для предоставления социальных услуг в стационарной форме является решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра;
2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя, его законного представителя, в том числе страницу с отметкой, подтверждающей регистрацию заявителя по месту жительства;
3) заключение врачебной комиссии медицинской организации с участием врача-психиатра о рекомендуемом профиле стационарной организации социального обслуживания;
4) заключение врачебной комиссии медицинской организации о степени утраты способности заявителя к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению, по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области (для граждан, не являющихся инвалидами);
5) заключение медицинской организации о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний, в связи, с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации;
6) копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности заявителя, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, либо копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности заявителя, выданной врачебно-трудовой экспертной комиссией (для заявителей, являющихся инвалидами);
7) копию индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (для заявителей, являющихся инвалидами);
8) выписку из медицинской карты (акт первичного психиатрического освидетельствования), выданную психоневрологической медицинской организацией (для заявителей, имеющих психическое расстройство);
9) копии документов, подтверждающих статус лица, имеющего право на внеочередное или преимущественное поступление в стационарную организацию социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством;
10) две фотографии формата 3 x 4 сантиметра.
Решение о получении путевки в дом-интернат принимает Министерство социальных отношений Челябинской области.
Что нужно сделать для того, чтобы получить помощь лицу без определенного места жительства?
Социальные услуги лицам без определенного места жительства могут быть оказаны только в случае их добровольного согласия на оказания услуг.
В Комплексном центре социального обслуживания населения лицам без определенного места жительства могут быть оказаны срочные социальные услуги, в том числе содействие в восстановлении документов (при необходимости) и содействие в получении временного жилого помещения. При наличии документов, удостоверяющих личность, лица без определенного места жительства могут быть признаны нуждающимися в социальном обслуживании, и для них будет организовано представление необходимых социальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Как можно получить услуги службы «Социальное такси»?
Право на получение услуги службы «Социальное такси» предоставляется следующим категориям граждан, постоянно проживающих на территории Правобережного района г. Магнитогорска:
- участники Великой Отечественной войны;
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- одинокие и одиноко проживающие граждане, находящиеся на надомном обслуживании.
Услуги службы «Социальное такси» предоставляются бесплатно для посещения социально-значимых объектов. Для предоставления Услуги гражданину необходимо обратиться в Центр по месту проживания в рабочие дни не позднее, чем за три дня до предоставления услуги.